Наследие учёного в материалах СПбФ ИИЕТ РАН
В 1835 г. Б.С. Якоби создал новаторскую модель электродвигателя. В последствии ему удалось создать не просто модель, а работающий аппарат и применить его к движению судна. Работа над электродвигателем сделала Якоби известным и послужила причиной приглашения ученого в Российскую империю.
© 2025 СПбФ ИИЕТ РАН
При поддержке Фонда "История Отечества"

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Об изобретении

1834

В первой половине XIX в. основным и самым распространенным в промышленности был паровой двигатель. Он сыграл значимую роль в становлении машинного производства, однако обладал рядом недостатков и усилия исследователей были направлены на поиск технических альтернатив. Первое сообщение об изобретенном двигателе Якоби сделал для Парижской академии наук в ноябре 1834 г.

1835

Открытия в области электромагнетизма, которые были в центре внимания всего ученого мира, направили Б. С. Якоби и других изобретателей на разработку электрического двигателя. К 1835 г. было создано уже несколько конструкций электродвигателя. Но в отличие от проекта Якоби, который предполагал создание работающей машины, это были модели для демонстрации физического принципа. Кроме того, новаторство Якоби заключалось в том, что он выбрал не возвратно-поступательное движение рабочего вала для своей модели, как это делали другие изобретатели, воспроизводя принцип движения паровой машины, а вращательное. Также Якоби снабдил двигатель жиротропом или коммутатором, осуществлявшим перемену полюсов. Якоби экспериментировал с конструкцией гальванической батареи, используя различные металлы, растворы и формы пластинок. Работы Якоби были замечены В. Я. Струве (астроном, первый директор Пулковской обсерватории), который пригласил изобретателя на кафедру гражданской архитектуры Дерптского университета. Позднее Якоби был приглашен из Дерпта в Петербург. В Петербурге опыты наблюдал министр просвещения С. С. Уваров, он доложил об экспериментах и о самом Якоби императору Николаю I.

1839

На опыты были ассигнованы значительные средства, создана авторитетная комиссия в составе академиков П. Н. Фусса, Э. X. Ленца, М. В. Остроградского, А. Я. Купфера, члена-корреспондента Академии наук П. Л. Шиллинга, представителей военно-морского ведомства — вице-адмирала И. Ф. Крузенштерна и капитана корпуса корабельных инженеров С. А. Бурачка, представителя министерства финансов, полковника горного инженера П. Г. Соболевского. Перед комиссией была поставлена задача произвести испытания электродвигателя в практических условиях. В 1839 г. На Неве было организовано несколько испытаний судна с электрическим двигателем, одно из них с 10 пассажирами.

1842

Работа комиссии была окончена в 1842 г. Комиссия отметила, что результаты двигателя Якоби выше, чем у зарубежных версий, однако скорость движения не была высокой, а конструкция была довольно дорогостоящей. Работая над двигателем вместе с Э. Х. Ленцем, Якоби занимался более широкими теоретическими вопросами функционирования электрических машин. Ученые пришли к выводу, что разрешение вопроса применения электродвигателей зависит от создания экономичного и компактного источника электрического тока и что разработку новых конструкций двигателя стоит отложить до изобретения такого генератора. Якоби затрагивает темы электродвигателя, конструкции коммутатора и гальванической батареи в своей переписке 1830-х – 1840-х гг. В более поздних документах – дневниках 1850-х - 1860-х гг., когда он уже не занимался этой темой непосредственно, он тем не менее затрагивает тему электрических машин и различных конструкций двигателей, которые видел у коллег или на Всемирной выставке в Париже в 1867 г.
М. Д. Бочарова
Госэнергоиздат, 1959
С. 210 – 227
А. В. Яроцкий
С. 75 – 87

Принцип действия

N
S
N
S
N
S
N
S
N
S
N
S
N
S
N
S
X – Ось двигателя
N, S – Полюса магнита
--- Свзяанные магниты
Проекция двигателя

в дневниках

в письмах

1834

1835

1836

1837

1838

1839

1840

1841

1842

1847

1848

в Петербурге